"Основы русской культуры детей мигрантов
16 сентября 2021
"Знакомство детей мигрантов с историей, культурой, традициями российской государственности в ДОУ"
В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации. Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.
Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории России. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.
Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, психологов и педагогов.
Детский сад – важнейший институт первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки, знакомятся с историей, традициями страны проживания. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно - ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения.
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста из семьи мигрантов, как показатель эффективности взаимодействия педагогов и родителей в период привыкания к детскому саду, обеспечивается совокупностью педагогических условий социальной адаптации; взаимная толерантность, открытость и принятие педагогами и родителями культуры и национальных традиций воспитания. Для этого надо создавать в ДОУ условия для развития поликультурного взаимодействия и решения проблем в этом направлении. Привлекать детей к занятиям в кружках, индивидуальные занятия. Консультации, индивидуальные беседы, обсуждение за круглым столом с родителями.
Практика освоения детьми – мигрантами русской национальной культуры, участие в традиционных народных праздниках благотворно воздействует на них. Праздник имеет большое значение для воспитания детей. Он оказывает воздействие на эмоциональную сферу, формирует нравственную позицию, воспитывает любовь к Родине. Праздники народного календаря связаны между собой, они организуют деятельность человека в пределах годового цикла и связывают ее с природными процессами. Народные праздники помогают детям существовать, не разрушая границ принадлежности к современному миру и своей этнической культуре, (т.е. будучи современными, впитывают традиционные образы и модели поведения) – это Покров (Осенины), Наум – грамотник, Рождество, Масленица, Пасха (Встреча весны), День славянской письменности Кирилла и Мефодия, в которых участвуют дети разных возрастов и национальностей. Знакомство с русским бытом, промыслами, и ремеслами, изучение основ декоративно – прикладного творчества (изготовление традиционных кукол, роспись), а так же в процессе освоения истоков русской народной культуры происходит преодоление межэтнических барьеров. Народная традиция инициирует возникновение диалоговых форм общения, помогает понимать другого (иного, отличного от меня).
Совместная игровая деятельность детей разных этнических культур, изобразительное творчество способствует процессу интеграции. Дети – мигранты должны знать культуру народа той страны, в которой они живут – это поможет им влиться в сообщество. Есть чему поучиться и русским детям, не получившим достаточного воспитания в системе традиционной культуры. Усвоение ее нравственных и этических норм должно помочь им научиться уважать другие народы.
Народная игра – способ подготовки детей к взрослой жизни, которая дает основные жизненные ориентиры в самом раннем возрасте. С помощью игры усваиваются нормы и правила поведения в обществе, оттачиваются представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, честности и справедливости, возникает понимание воспитательной роли семьи, важности сохранения семейных традиций. Традиции семьи и дома на основании русской народной игра учат взаимопониманию, уважению друг к другу, развивают творческие способности.
Слушание, драматизация сказок учит понимать, где добро и зло, в победе добра над злом и заключается воспитательная ценность для любого народа. Такие занятия способствуют возникновению доброжелательных отношений друг к другу.
Большое значение имеет изучение правил европейского этикета, это способствует адаптации в нашем сообществе, так как в игровой форме дети воспринимают нормы поведения, которые становятся для них естественными, привычными. Воспитанность – это совокупность внутренней (этика) и внешней (этикет) культуры поведения. У любого народа существуют этические правила: почитание родителей, уважение к старшим, доброжелательность, на этом акцентируется внимание детей, это основы в общении. Проводя исторические параллели с этикетом других народов, дети изучают правила поведения, необходимые в современном обществе, которые помогут им жить, развиваться и трудиться в дальнейшем.
Подготовка к интеграции в сообщество взрослых должна начинать с раннего детства. Подготовка к «взрослой» жизни, успешной реализации в трудовой деятельности происходит при последовательном включении в разные виды социальной сферы. Чтобы помочь ребенку осознать и сохранить свою индивидуальность, педагоги и родители должны создать условия для того, чтобы он мог полноценно играть свою роль в семье, в обществе, умел достойно общаться со старшими и со своими сверстниками, уважал культуру других народов.